- AnastasiyaМодераторы
- Количество сообщений : 126
Возраст : 31
Географическое положение : Россия
Репутация : 2
Дата регистрации : 2012-01-22
Fairchild Channel F
Вс 22 Янв - 17:51
Fairchild Channel F
Технические характеристики
Процессор: Fairchild F8 на тактовой частоте 1.79 МГц
ОЗУ: 64 байта
Видео-ОЗУ: 2 КБ (2×128×64 бит)
Разрешение экрана: 128 × 64 пикселей, видимое поле — 102 × 58 пикселей
Цвет: 8 цветов (каждая строка либо чёрно/белая, либо 4-цветная)
Звук: тон в 500 Гц, 1 кГц либо 1.5 кГц (их можно было быстро переключать для получения других тонов)
Устройства ввода: два собственных игровых контроллера, жёстко подключенных к консоли
Видеовыход: провод подключения к антенному входу телевизора, жёстко подключен к консоли
Подробнее
Процессор консоли, Fairchild F8 включал в себя 2 модуля хранения программ (PSU, Program Storage Unit, эквивалент ROM внутри процессора), общей ёмкостью 2 Кб. В них размещался BIOS, который содержал две встроенные игры, Hockey, Tennis, и несколько подпрограмм, которые могли использовать игры на картриджах. Процессор F8 имел 64 регистра, каждый по 1 байту, что давало 64 байта памяти. Однако, о RAM говорить не приходится, её просто не было. Видеопамять обслуживала 8192 пикселя, по 2 бита на пиксель, что давало область размером 128 x 64 пикселей (однако, не все были видны на экране). 2 Бита позволяли пикселям иметь любой из 4 цветов, но, манипулируя палитрами, можно было добиться, чтобы пиксели окрашивались в один из 8 цветов.
На самом же деле, F8 представлял из себя набор чипов:
Собственно 3850 CPU
3851 PSU (Programmable Storage Unit) - модуль хранения программ, включающий
ROM с играми
логические функции
3852 DMI (Dynamic Memory Interface) - интерфейс для работы с динамической памятью
3853 SMI (Static Memory Interface) - интерфейс статической памяти
3854 DMA (Direct Memory Access) - прямой доступ к памяти.
3856 и 3857 PSU 16 (16 Кб Programmable Storage Unit) - уточнить. Скорее всего ёмкость 16 Кбит.
Звуковое разнообразие сводилось к трём "бипам" на частотах: 500 Гц, 1000 Гц и 120 Гц. System II, в отличии от оригинальной приставки имела доработанную звуковую систему. Это позволяло быстро включать/выключать звук, тем самым, позволяя использовать другие частоты звучания и создавать мелодии, аналогичные первым мелодиям для мобильных телефонов (например мелодия в игре Pro Football). Относительно источника звучания я уже упоминал выше, System I имела свой встроенный динамик без возможности изменения громкости. Уши у игроков медленно вяли. System II отправляла звук на телевизор.
Картриджи как правило включали в себя 2 модуля хранения программ (PSU), что позволяло говорить об 2 Кб ROM. Интересным исключением можно назвать игры Maze и Hangman, которые кроме PSU имели ещё 2102 SRAM, т.е. Оперативную Память. Поздние игры ещё больше выросли, до 3-4 Кб, а Schach весила аж 6 Кб, плюс 2 Кб RAM!
Подробности
В те далекие времена на фоне многоликих клонов Pong'а, Fairchild Channel F был удивительной новинкой, давшей свежего воздуха игрокам. Консоль Channel F была первой видео системой с программируемыми сменными картриджами.
Картридж Fairchild Channel F
Картриджи должны были напоминать тогдашние популярные восьмитрековые кассеты (8 track tapes) с наклейками, которые содержали краткие инструкции по игре и свой индивидуальный номер. Повторяю, все это было для рядового пользователя новинкой, и он захотел бы естественно собрать все картриджи с играми (как бейсбольные карточки). Помимо того, что Channel F была первой консолью, использовавшей в качестве носителей программируемые картриджи, у нее были и другие уникальные принадлежности, значительно отличающие ее от клонов «Pong». Например, вы больше не должны стоять около приставки, для Channel F специально были разработаны пульты управления (джойстиками их пока рано еще называть) с длинными шнурами. То есть, это позволило играть на определенном расстоянии (до 8 футов – для тех времен это тоже было новинкой). Интересно отметить пульты управления Channel F: это были мнимые джойстики без всякой основы, представляющие собой эдакую ручку с треугольной «кепкой» на вершине, которая и перемещалась. У приставки был встроенный небольшой отсек для хранения пультов управления при перевозке системы (чтоб не сломать их). На самой же приставке были расположены 4 кнопки выбора игр в картриджах, да еще кнопка reset (которая, кстати, и включает саму приставку). Также, для системы специально разработали 8 битный мультипроцессор - Fairchild F8, который собрал в себе центральный процессор и несколько процессоров поддержки (выпущен в 1975 году). Еще одним новшеством было то, что в систему были заранее встроены две игры (Хоккей и Теннис). Все эти нововведения приставки Channel F задали новую новые стандарты в игровой индустрии. Картинка, выдаваемая консолью не сильно отличалась от Pong, но в отличие от него, изображение было в цвете, что стало большим шагом вперед. Звук игрался из встроенного спикера, а не из TV. Но даже с такими новшествами успех Channel F оказался мимолётным. Год спустя на игровую сцену вышла как следует доработанная Atari 2600 (оригинальное название Atari VCS). За ней поплыли еще более развитые системы. Продажа Channel F не налаживалась, и в скором времени Fairchild пришлось уйти с рынка видеоигр. За этот короткий промежуток времени была выпущена всего 21 игра (и ещё 5 было выпущено для Channel F System II), по цене примерно 19,95 долларов.
Интересные факты
Приставка Channel F имела успех практически по всей территории Европы. В Германии она была известна под именем Saba Videoplay, в Швеции – Luxor Video Entertainment System, в Англии – Adman Grandstand и, наконец, еще раз в Германии как ITT Tele-Match.
Интересно, что компания Fairchild Semiconductors была первой из тех, кто разработал и использовал микропроцессоры в видеоприставках. Разработал процессор Fairchild F8 Роберт Нойс, незадолго до того, как он оставил компанию, чтобы основать Intel, вместе с Гордоном Муром).
Другой интересный факт, что с помощью Fairchild Channel F можно было играть в телевизионные игры онлайн. Это конечно громко сказано, на самом деле, всё намного банальнее. По телевизору шла игровая передача. Суть игры была такова - на экране телевизора появляются цели и на них наводится мишень. Как только игрок хотел выстрелить, он кричал в телефонную трубку что-то вроде "Паф!". Так вот, умельцы додумались преобразовывать нажатие кнопки джойстика в звуковой сигнал, который функционально заменял этот самый "Паф!". Виртуально игрок как бы убивал цель нажимая кнопку джойстика.
И напоследок, упомяну об одном аксессуаре. Это клавиатура, имеющая очень скромные размеры. Её работу обеспечивал специальный картридж чёрного цвета. Однако, они скорее всего так и остались в прототипе.
Игры
Если говорить об играх, встроенных в Fairchild Channel F - Hockey и Tennis, то на мой взгляд, они ничуть не хуже других игр своего времени, а если говорить об аркадном азарте, то он просто зашкаливает, особенно, при игре вдвоём! Эти клоны Pong были встроены в приставку не случайно. Напомню, что ещё даже в начале 1977 года эта игра была ультра популярна, и не иметь её в библиотеке - значит обрекать приставку на провал. Но далее "дружба" с Pong и заканчивается. Первый картридж для Channel F был неоднозначным. Он содержал четыре "игры": крестики-нолики, Shooting Gallery и две рисовалки. Последние являются предшественниками всем известного графического редактора Paint, и, насколько мне известно, это первая реализация графического редактора на игровой приставке. Потом для Channel F одна за другой начинают выходить адаптации компьютерных и аркадных хитов того времени. Разбавлялись они играми с образовательным оттенком, а под занавес грянули шашки и шахматы, но будь они выпущены парой лет раньше, история приставки могла сложиться более удачно, ведь насколько мне известно, это первые консольные адаптации этих игр. Так что, если отбросить явно образовательные игры, от чего скучные игры - библиотека у Channel F очень достойная, на мой взгляд самая лучшая в мире.
Но если взглянуть на игровые возможности Channel F объективно - она сильно уступает своему главному конкуренту - Atari VCS, и весьма органично занимала нишу на рынке видеоигр в конце 70-х, так как далее ей уже ничего хорошего не светило.
Ещё раз напомню, что для Fairchild Channel F была выпущена 21 игра, и для Channel F System II ещё 5. А вот для их клонов... Впрочем, лучше вам этого не видеть. Многие игры "локализовали", переведя их названия на немецкий или шведские языки. Нумерация картриджей от Luxor была такая же, а вот Saba и здесь сильно отличилась, перенумеровав всё так, как хотелось ей, и выпустив ещё несколько игр. Особенно хочется отметить игру Schach (именно шахматы). На картридже даже был установлен специальный светодиод, горящий, пока приставка обдумывала следующий ход. Несмотря на то, что на картридже присутствует надпись "Fairchild Memory Systems (c) 1979", игра была выпущена эксклюзивно в Европе, точнее в Германии.
- Спойлер:
- Список всех игр для Fairchild Channel F / Channel F System II
Tic-Tac-Toe & Shooting Gallery & Doodle & Quadra-Doodle (1976 год)
Desert Fox & Shooting Gallery
Video Blackjack
Spitfire
Space War
Math Quiz I - Addition & Subtraction
Math Quiz II - Multiplication & Division (1977 год)
Magic Numbers & Mind Reader & Nim
Drag Race
Maze & Jailbreak & Blind-man's-bluff & Trailblazer
Backgammon & Acey-Ducey
Baseball
Robot War & Torpedo Alley
Sonar Search
Memory Match 1 & 2 (1978/79 года)
Dodge It
Pinball Challenge
Hangman
Checkers
Video Whizball
Bowling
Slot Machine
Galactic Space Wars
Pro Football
Casino Poker (Casino Poker)
Alien Invasion
Встроенные игры
Hockey & Tennis
Демо картриджи:
Democart 1
Democart 2
Игры, выпущенные для клона - Saba Videoplay:
Rat' Mal (19xx) (SABA-16)
Schach (1979) (SABA-20)
Wuestenfuchs & Tontaubenschiessen (19xx) (SABA-01)
Современные игры:
Интересно, что программисты современности не оставили без внимания эту, казалось бы, давно лежащую в пыли забвения систему. В 2003 году, на форуме сайта AtariAge началось оживление вокруг приставки и возможности программирования игр для неё. Связано оно скорее всего с Fairchild F8, Channel F programming competition, главным призом которого является полный набор картриджей для Fairchild Channel F. Кстати, на этой же страничке можно увидеть любопытнейшие скриншоты, в которых можно узнать несколько, ещё не доступных для всеобщего обозрения, работающих ROM'a. У меня на руках побывало всего несколько из таких игр, так что, встречайте:
Lights Out (Sean Riddle)
Pac Man (Beta) (BlackBird)
Tetris (Peter Trauner
Эмуляция
Эмулирует приставку мультисистемный эмулятор MESS, однако, система настолько древняя, что потребуется приличное количество времени, дабы вникнуть в то, как начать игру. Дальнейшее удовольствие гарантирую, особенно от аркадных игрушек.
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения